Тренинг общественных экспертов и пациентов «Ответственный пациент» направлен на повышение эффективности работы общественных структур и пациентов по защите прав и представлению интересов пациентов, популяризацию культуры «ответственного пациента».
В ВСП считают, что ответственный пациент – это тот, кто следит за своим здоровьем, своевременно обращается к врачу, соблюдает дисциплину в лечении, знает права и обязанности пациента, умеет взаимодействовать со специалистами, ведет здоровый образ жизни и помогает другим в сохранении их здоровья.
Мини-опрос, проведенный в телеграм-канале ВСП показал, что многие пациенты разделяют этот подход.
Как проявляет себя ответственный пациент? Такой вопрос мы задали в краткой анкете, предложив участникам голосования выбрать несколько приемлемых для них ответов.
И вот как распределились их предпочтения:
75% сказали – ответственный пациент знает и умеет защищать свои права. (Действительно, когда каждый из нас берет на себя ответственность за свое здоровье, знание законодательной рамки и умение пользоваться законами – это что называется «должен иметь»).
71% считают, что ответственный пациент регулярно проходит диспансеризацию и получает необходимую медицинскую реабилитацию.
60% - за приверженность Здоровому Образу Жизни.
57% считают, что ответственные пациенты неукоснительно соблюдают рекомендации лечащего врача.
Но при этом:
6% готовы искать в интернете информацию о своем заболевании, заниматься самолечением и корректировать сообразно своим представлениям назначения врача.
2% предпочитают как можно реже обращаться к врачам.
Михаил Чураков, директор Центра «Социальная Механика», один из идеологов тренинга «Ответственный пациент» говорит: «Ответственный пациент» - понятие новое и дискурсивное. Кто он? Тот, кто работает над собой и ради себя или над системой и ради других? Выполняет указания или заставляет соблюдать свои права? А если все это вместе, то в какой пропорции, как и с какими целями?
Единой формализованной концепции «Ответственного пациента» пока нет. Но есть понимание главных черт: это - информированность, дисциплинированность, настороженность и ответственность в отношении своего здоровья, активная позиция и другие. Есть видение жизненных принципов и приемов их реализации - для сохранения здоровья своего и близких. Об этом и поговорим на тренинге».
Светлана Сергеева, координатор проектов Центра «Социальная Механика», специалист государственному и муниципальному управлению, развитию некоммерческих организаций, социальному проектированию, оценке проектов, отмечает: «Проведённое анкетирование продемонстрировало единодушное, интуитивное понимание характеристик ответственного пациента. Это уже хорошо. От понимания руководителям НКО нужно перейти к более чёткой настройке своей работы в данном направлении. Как это сделать, обсудим на тренинге».