Сегодня Всероссийский союз пациентов провел круглый стол «Повышение доступности оказания медицинской помощи и лекарственного обеспечения для пациентов с рассеянным склерозом». Эксперты обсудили возможности современной инновационной терапии ПИТРС.
Рассеянный склероз является одним из самых распространенных неврологических расстройств в мире. Социальная значимость этого заболевания обусловлена его прогрессирующим течением с формированием стойкой инвалидизации и значительной распространенностью среди лиц трудоспособного возраста.
В 2022 году этот диагноз поставлен почти 7 000 россиян, что на 18% больше, чем в 2020 году, а число пациентов, состоящих на диспансерном учете, увеличилось на 6,5% по сравнению с 2020 годом. Однако рост связан и с улучшением качества диагностики заболевания, которая стала доступна благодаря внедрению современных технологий.
В настоящее время на государственном уровне предпринимаются значительные меры, направленные на совершенствование поддержки пациентов с рассеянным склерозом. Но есть и вопросы, которые по-прежнему требуют внимания и решения. Например, участившиеся случаи «немедицинского переключения» пациентов между разными препаратами. Эти и другие актуальные вопросы эксперты обсудили в рамках состоявшейся онлайн-дискуссии.
Сопредседатель Всероссийского союза общественных объединений пациентов, руководитель Совета общественных организаций по защите прав пациентов в Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения Ян Власов акцентировал внимание на важной роли пациентских общественных объединений: «Каждые полгода ВСП анализирует проблемы здравоохранения с точки зрения пациентов. В 2020 и 2023 году 66% опрошенных назвали самым проблемным вопросом низкое качество работы поликлиник. На втором месте – не выстроенная маршрутизация, далее идут – недоступность высокотехнологичной медпомощи и льготных лекарств, что характерно преимущественно для регионов».
Доступ российских пациентов к терапии сейчас обеспечивается из трех основных источников. Около 92% – по программе «14 ВЗН», она наиболее удобна и не имеет аналогов в мире. Еще один источник – это врачебная комиссия. Порядка 1% пациентов получают лечение по ее решению. Это позволяет, в том числе, закупать инновационные лекарственные препараты», пояснил Ян Власов. Он также отметил, что доля РС в структуре расходов программы «14 ВЗН» постоянно увеличивается: если в 2020 году закупки препаратов для лечения этого заболевания составляли 25%, то в 2023 году – уже 35%. При этом жалобы от пациентов на лекарственное обеспечение все равно продолжают поступать.
«Когда мы говорим о новых лекарственных препаратах, внедряемых в систему здравоохранения, то понимаем, насколько нам нужны данные о клинической эффективности и безопасности в краткосрочной и долгосрочной перспективах. В обращение выходят новые лекарственные препараты, в том числе, биотехнологические (БТП). Принимая во внимание сложную и гетерогенную структуру биотехнологических препаратов, нельзя исключить риск расхождения данных как о качестве, так и о клинической эффективности и безопасности. При этом именно профиль безопасности данной группы лекарственных препаратов остается наиболее сложной проблемой, так как БТП – это «высоко-рисковые» соединения. Необходимо исключить возможность необоснованных переключений с одного БТП на другой, в первую очередь, в отношении категории пациентов с устойчивым клиническим эффектом», – резюмировал он.