Детей научат следить за талией, а школу сделают территорией здоровья

Кто не слышал о «самой здоровой» средиземноморской диете? Вместе с тем самый высокий уровень распространенности ожирения среди европейских детей наблюдается как раз в странах Средиземноморья: в Италии, Португалии, на Мальте.

В России этот показатель выглядит не столь пугающе, но вовсе не потому, что наши дети такие здоровые, просто статистика у нас собирается иначе. Да и отношение к детскому ожирению у многих взрослых не как к заболеванию, а как к чему-то милому, что со временем ребенок «перерастет».

23 октября я побывал на Всероссийском экспертном форуме «Ожирение: метаболизм и продолжительность жизни», который провел Всероссийский союз пациентов и на котором большое внимание было уделено профилактике этого заболевания с самых ранних лет.

«Мы потеряли контроль над детским здоровьем, начиная с дошкольного возраста, - подчеркнул сопредседатель Всероссийского союза пациентов, д.м.н. Ян Власов. - Мы, как Союз пациентов, считаем, что уровень просвещенности родителей в плане воспитания пищевого поведения оставляет желать лучшего. В семье детям не прививают здоровые привычки. В детских садах персонал тоже по этому направлению не дорабатывает».

По его мнению, ничуть не лучше ситуация в школе. Как следствие, диагноз ожирение имеют порядка 17% школьников. Прибавьте к этому тех, у кого предожирение, избыточная масса тела, и получится весьма нерадостная картина.

Ситуацию усугубляет количество соблазнов, которые окружают молодое поколение. Есть убедительные доказательства, что в одном городе, даже в одном районе, но на разных улицах количество людей с повышенным индексом массы тела может быть разным. Все дело в том, что там находится, прокомментировала директор НМИЦ терапии и профилактической медицины, главный внештатный специалист по терапии и общей врачебной практике минздрава России Оксана Драпкина.

«Индекс массы тела находится в прямой зависимости от того, какие магазины, какие продукты, какая реклама окружают детей. В научных журналах, которые посвящены общественному здоровью, есть публикации, которые прямо указывают на то, что если в рекламе чипсов или сахаросодержащих напитков участвуют знаменитости, особенно спортсмены, то, скорее всего, мальчики, которые ее видят, будут отдавать предпочтение таким же продуктам и напиткам».

Ложку меда в бочку дегтя добавила академик РАН, научный руководитель Института детской эндокринологии НМИЦ эндокринологии минздрава России Валентина Петеркова. По ее словам, в нашей стране сделано немало хорошего, чтобы профилактировать избыточную массу тела и ожирение у детей. Ввели дополнительный урок физкультуры в школах, запретили продажу сладких напитков, шоколадок, жареного во фритюре, жирного в школьных столовых. Уже несколько лет наша страна участвует в программе ВОЗ «Ликвидация детского ожирения» наряду с другими 45 европейскими странами. И согласно данным этой программы, по распространенности детского ожирения Россия занимает шестое место с конца.

«Самая большая распространенность ожирения в странах Средиземного моря. В Италии, Португалии, на Мальте уровень ожирения достигает 20%, а избыточной массы тела - 40%. Это значительно выше, чем в России», - подчеркнула Петеркова.

В рамках этой программы в нашей стране, в Москве и в Екатеринбурге проводились ежегодные эпидемиологические исследования детей 7-летнего возраста. Было установлено, что ожирение встречается в 6-8% случаев, а избыточная масса тела в 20% случаев. Эксперт уверена, что таким показателям мы во многом обязаны диспансеризации.

«По отчетам из поликлиник, в рамках диспансеризации ожирение встречается у 1,5% детей. На втором этапе их направляют к эндокринологу. Но до специалиста доходит только 20% детей с направлением, а на повторный прием – еще меньше. Потому что родители считают: «Ну, мой ребенок чуть-чуть толще других, ничего, в общем-то я его кормлю хорошо». То есть нет среди населения понимания, что это действительно болезнь».

Несмотря на то, что наша статистика выглядит лучше, чем у соседей, все же за последнее время уровень детского ожирения вырос на 12% (для сравнения в Китае он увеличился на 43%).  По мнению эксперта, чтобы это не стало трендом, надо активнее развивать школьную медицину. О правильном питании с учащимися постоянно должны говорить и педагоги, и школьные медсестры. Детей с избыточной массой тела необходимо сопровождать на всем пути снижения веса.

«Мне не нравится термин «школьная медицина», - призналась директор департамента медицинской помощи детям, службы родовспоможения и общественного здоровья минздрава России Елена Шешко. - Медицину надо оставить лечебно-профилактическим учреждениям. Думаю, было бы правильнее развивать тезис «школа – территория здоровья». Чтобы дети там не только учились, но и укрепляли здоровье».

О том, как это налажено в Белгородской области, рассказала сенатор Жанна Чефранова. В регионе развита система медицинских классов, ученики которых выступают перед своими сверстниками в других школах и в том числе делятся с ними знаниями по профилактике ожирения.

«Сегодня мы говорим о кабинетах школьной медицины: в основном с позиции, как их лицензировать, как укомплектовать оборудованием, совершенно забывая об их функционале. Если дежурный врач в больнице идет и снимает пробу на кухне, то одной из функций школьной медсестры должен быть аналогичный визит в школьную столовую», - пояснила сенатор.

Поскольку ожирение почти всегда связано с недостаточной физической активностью, надо серьезно задуматься о повышении доступности массового спорта.

«Мне, как сенатору, родители часто задают вопрос: «Что делать, если ребенку, например, 10 лет, и его уже ни в какую спортивную секцию не берут, потому что считают неперспективным?» И если его не взяли в секцию, он сидит дома за компьютером, ест, пьет газировку».

По мнению Чефрановой, необходимо сделать отдельное направление на базе физкультурно-оздоровительных комплексов (ФОКов), которых сейчас очень много в стране и которые приближены к месту жительства, чтобы под контролем специалистов дети могли приходить и просто научиться подтягиваться, отжиматься. Посещение ФОКов должно быть в удобное время и, безусловно, бесплатно, подытожила сенатор.

Детей с ожирением чаще, чем других, дразнят и травят в школах. В итоге такие ребята не играют с ровесниками, уходят в себя. Риски суицида в этой категории повышаются.

Допустим, родители и ребенок осознали всю серьезность ситуации и захотели снизить вес. Как им поступить? Посадить ребенка на низкокалорийную диету?

«Открою секрет, мы очень редко назначаем нашим пациентам низкокалорийные рационы, - ответила заместитель директора ФИЦ питания, главный специалист Департамента здравоохранения Москвы Антонина Стародубова. - Как правило, они не могут быть им назначены по разным медицинским показаниям. Кроме того, мы сталкиваемся с негативным влиянием низкокалорийных рационов: снижение качества жизни, потеря мышечной массы тела, дефицит витаминов, микроэлементов, плохая переносимость холода, запоры, депрессии, низкая приверженность к такому рациону».

Наконец по завершению диеты крайне высок риск рикошетного набора массы тела, подчеркнула эксперт.

Впрочем, россияне морят себя диетами, следуют советам блогеров или теледив, потому что попасть на прием к врачу-диетологу и получить квалифицированную консультацию не так-то просто. Специалистов этого профиля в России крайне мало в государственнной системе здравоохранения. Не хватает не только диетологов, но и профилактологов – такой специальности даже не существует.

«Если говорить о распространенности ожирения, цифры очень разные, - прокомментировала Стародубова – Согласно данным последнего исследования, которое мы проводили совместно с Роспотребнадзором, есть регионы, как Москва, Санкт-Петербург, некоторые республики Кавказского региона, где фиксируются очень низкие уровни распространенности ожирения среди населения: всего лишь 11-13%. А есть регионы с высокой распространенностью – больше 30%: Орловская, Курганская, Воронежская области. Поэтому, наверное, должны быть какие-то региональные программы с учетом местной специфики».

Одно дело ожирение по Росстату, другое дело - по факту, продолжила тему профессор, член-корреспондент РАН, заместитель директора института клинической эндокринологии Екатерина Трошина.

«Поэтому Минздрав сейчас ведет большую работу по оптимизации форм статистического учета. Мы очень надеемся, что вскоре будем получать более четкую и приближенную к жизни статистику», – подчеркнула эксперт.

Помимо актуальных цифр, нам нужна понятная маршрутизация: пациент и его родители должны знать, что ребенку положено, куда он должен обратиться и что он получит в определенных сегментах здравоохранения.

«Для мультидисциплинарного подхода лечения и ведения пациента в нашей стране сегодня все создано, - заверила Оксана Драпкина. – Нужно лишь сделать так, чтобы это заработало без промедления».

Ожирение значимо уменьшает продолжительность жизни: в среднем от 5 до 15 лет при выраженном ожирении. Практически в двух случаях из трех смерть человека наступает от заболевания, связанного с нарушением жирового обмена и ожирением. Поэтому ожирение нации - это дестабилизация социальных и экономических систем страны, подытожил Власов.

«Демографы обещают к 2050-му году, что численность населения страны снизится до 70 млн человек. Как жить будем?» – задал вопрос эксперт.

Свои варианты ответа на него Всероссийский союз пациентов намерен оформить в виде дорожной карты, в которой будут обобщены все прозвучавшие на форуме предложения экспертов, и направить их в Минздрав.

Источник: Медарго